Из однодворцев формировали ландмилицию, (пограничные войска) выполнявшую функции однодворческой пограничной стражи. После упразднения ландмилиции из однодворцев стал набираться рядовой состав элитных кавалерийских частей — драгунских и кирасирских полков, а также Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Пётр I, придя к власти, начал формировать новую элиту — дворянство, которое возвысил над основной массой служилых людей. Старая русская служилая элита должна была деградировать, не доказывая личной преданности Царю…
Понимая, что грамотность обделённого царской милостью сословия может способствовать вольнодумству и бунтам, Пётр распорядился не давать грамоты именно однодворцам. «Во всех губерниях, дворянского приказного чина, дьячих и подьячих детей, от пяти до пятнадцати лет, опричь (кроме) однодворцев, учить цифири и некоторой части геометрии». Школы для обучения однодворцев, служащих в «ландмилицких» полках Украинской линии, были открыты уже после смерти Петра I.
Между тем, в самом однодворческом населении начинала проявляться потребность в образовании и, согласно некоторым свидетельствам, за отсутствием официальных школ существовало домашнее обучение, когда дети учились считать, писать и читать церковные книги. Для обучения использовались азбуки, буквари, псалтыри и часословы, издаваемые церковными типографиями.
При этом элементарной грамотности детей однодворцев нередко обучали священники и служащие церковного причта. Однако, большинство детей обучалось у грамотных родителей, отставных военнослужащих, писарей и бродячих учителей, которые обычно были из крестьян. В народе их называли «учитель вольной школы». Их приглашали как для индивидуального обучения, так и для преподавания в «вольной школе», где обучалось несколько детей. Процесс обучения был поэтапным, от грамматики к часослову, а от часослова к псалтырю. Причём переход от одной книги к последующей и для наставников, и для их питомцев был настоящим праздником. В такой день было принято подносить учителю горшок с кашею, осыпанной сверху деньгами. Самим ученикам родители дарили по пятаку или по гривне меди.
Образцом письменного и интеллектуального творчества однодворцев является документ, известный как «Наказы однодворцев в Уложенную комиссию», подготовленный депутатами-однодворцами «для сочинения проекта для нового уложения» в 1767 году
.
В среде однодворцев был свой диалект. Например, барские крестьяне говорили: «ни буду, ни хочу, ни знаю, а однодворцы – ня буду, ня хочу, ня знаю».
Ещё одной особенностью однодворцев были внутри- сословные браки. Если жених или невеста не находились в своём селе, то ехали в другое село, но обязательно брали «вторую половинку» из своего сословия. Возможно, поэтому однодворцы сохранили свою самобытность. В 1801-1803 гг. в уезде насчитывалось следующее количество дворов однодворцев: в Верхососенске – 267; в Палатове – 210; в Быкове – 140; в Усёрде – 100; в Верхней Покровке -90; в Плюхино – 67; в Нижней Покровке – 50; в Сорокино – 29.
О грамотности однодворческого населения можно судить исходя из многочисленных документов, составленных рукою однодворцев. Среди них «Жалоба Екатерине 11 от однодворцев», «Наказы однодворцев в Уложенную комиссию».
У однодворцев была отличительная одежда. Особенности деталей выдавали место изготовления наряда. Ткани домотканой одежды однодворцев окрашивались растительными красителями. Женский наряд включал в себя рубаху, понёву, завеску, подпояску, сороку. Девушки носили либо юбки, либо сарафаны. Однодворческие женщины хорошо готовили. Стол у них был, хоть и не богатый, но разнообразный. Существовал обычай, когда хозяин «обносил» гостей чаркой с водкой или бражкой. Традиционно на стол ставили холодец, залитый домашним квасом. Обязательно была каша и жирная лапша.
Граф Сергей Львович Толстой (сын известного писателя) однажды подметил: «… они (однодворцы) никогда не знали помещиков-крепостников. Это сказывалось на их более свободном и доверительном отношении, и чувстве собственного достоинства. Они относились к дворянам не как к господам, а как к богатым хуторянам, здороваясь они протягивали руки, приглашали их в гости, не стеснялись, не притворялись, не попрошайничали…».
Культура однодворцев сохранилась до сих пор в народных песнях, национальном наряде, разговорном диалекте. Потомки служилых людей являются носителями этой культуры.
|